ActiveX в Delphi



         

Основные части интегрированной среды разработки



Интегрированная среда разработки Delphi состоит из четырех основных частей (окон), которые отображаются при запуске среды:
- главного окна (Main Window); - конструктора форм (Form Designer); - инспектора объектов (Object Inspector); - редактора кода (Code Editor).
Главное окно является основной частью интегрированной среды разработки (рис. 1.7). Оно выглядит как стандартное окно Windows и содержит в себе три составляющих его части: меню, панели инструментов и палитру компонентов.

Рисунок 1.7

Рис. 1.7. Главное окно Delphi
Меню главного окна Delphi содержит стандартные для любой программы пункты. Меню - это самая верхняя строка главного окна Delphi. При помощи меню можно работать с файлами, проектами, формами, настраивать установки Delphi и многое другое. Меню главного окна позволяет устанавливать новые компоненты, а также вызывать другие инструменты разработки. Некоторые пункты меню Delphi можно выполнить при помощи "горячих клавиш", например, команду Open Project (Открыть проект) можно выполнить с помощью комбинации клавиш <Ctrl>+<Fll>.
Панели инструментов состоят из шести панелей, расположенных под меню главного окна (панель Desktop расположена справа от меню) и содержат кнопки для вызова некоторых команд меню главного окна. Панели разбиты по функциональному назначению.
Стандартная панель (Standard) содержит кнопки для работы с файлами проекта и позволяет создавать, сохранять и удалять файлы проекта.
Панель просмотра (View) служит для работы с формами и текстом программ. Панель отладки (Debug) позволяет запускать и отлаживать приложение. Панель пользователя (Custom) предназначена для разработчика.
Панель рабочий стол (Desktop) - позволяет сохранять сведения о том, какие окна среды разработки открыты и где именно они расположены на экране. Такие сведения называются конфигурацией рабочего стола Delphi. Delphi позволяет создавать и сохранять несколько конфигураций рабочего стола. Кроме того, можно выделить конфигурацию, которая будет автоматически загружаться в режиме отладки (debug desktop) и выгружаться при выходе из пего. Для вышеперечисленных целей можно использовать кнопки: Save current desktop (Сохранить текущую конфигурацию рабочего стола) и Set debug desktop (Задать текущую конфигурацию рабочего стола). Все сохраненные конфигурации среды разработки хранятся в каталоге Delphi\Bin в файлах с расширением DST.

Рисунок 1.8

Рис. 1.8. Окно настройки

Рисунок 1.9

Рис. 1.9. Вкладка Commands
Вы можете сами указывать кнопки, которые будут располагаться на тех или иных панелях при помощи диалогового окна настройки Customize (рис. 1.8). Это окно можно вызвать из контекстного меню, щелкнув правой кнопкой в области панели управления, либо использовать пункт меню Delphi View/Toolbars/Customize (Просмотр/Панели управления/Настройка).
В окне настройки имеются три вкладки: Toolbars (Панели инструментов), Commands (Команды) и Options (Опции).
Вкладка Toolbars (рис. 1.8) позволяет показывать или скрывать вкладки панели инструментов.
На вкладке Commands (рис. 1.9) располагаются категории команд и сами команды, которые можно выбрать, щелкнув на названии команды, а затем на необходимой панели инструментов. В результате вышеописанных действий на выбранной панели инструментов появится новая кнопка. Для удаления ненужной кнопки с панели инструментов достаточно щелкнуть на этой кнопке левой кнопкой мыши и, удерживая ее, переместить на любое место экрана вне панелей инструментов.
Вкладка Commands очень удобное средство добавления практически любых команд на панель инструментов для быстрого доступа.
Наконец, вкладка Options (рис. 1.10) позволяет работать со всплывающими подсказками (tips) панелей инструментов.

Рисунок 1.10

Рис. 1.10. Вкладка Options
Вы можете запретить или разрешить показывать подсказки (Show tooltips) при наведении курсора на любую кнопку панели инструментов. А также, имеется возможность разрешить или запретить показывать во всплывающих подсказках комбинации "горячих клавиш", выполняющих ту же функцию, что и кнопки на Панели инструментов.
Палитра компонентов сразу после установки Delphi состоит из девятнадцати вкладок, на которых расположены компоненты в виде значков. Каждая вкладка объединяет компоненты по назначению. Палитру компонентов можно настраивать по своему усмотрению с помощью окна Palette Properties (Свойства палитры). Открыть это окно можно при помощи контекстного меню, вызываемого щелчком правой кнопки на палитре компонентов или с помощью пункта меню главного окна Delphi Component/Configure Palette (Компонент/Конфигурация палитры). Палитра компонентов состоит из следующих вкладок:
- Standard (содержит стандартные компоненты, такие как кнопки, надписи и т. д.);
- Additional (дополнительные компоненты, такие как рисунок, маска ввода и т. д.);
- Win32 (доступ к 32-разрядному интерфейсу Windows);
- System (содержит системные компоненты, такие как таймер, медиаплейер и т. д.);
- Data Access (доступ к данным приложений баз данных с помощью BDE); - Data Controls (управление данными приложений баз данных);
- ADO (доступ к данным приложений баз данных с помощью ActiveX);
- Interbase (доступ к базе данных Interbase);
- Midas (работа с распределенными базами данных);
- InternetExpress (построение приложений, которые являются одновременно Web-сервером и распределенной базой данных);
- Internet (создание Web-серверов для сети Internet);
- FastNet (обеспечивает ряд протоколов для доступа к сети Internet);
- Decision Cube (обеспечивает многомерный анализ данных для приложений баз данных);
- QReport (визуальная разработка отчетов для приложений баз данных);
- Dialogs (компоненты для использования стандартных диалоговых окон Windows, такие как Save, Open, Print и т. д.);
- Win 3.1 (содержит компоненты управляющих элементов Windows 3.1 для совместимости приложений, написанных в ранних версиях Delphi под Windows 3.1);
- Samples (содержит примеры компонентов, которые могут быть построены разработчиком);
- ActiveX (содержит компоненты ActiveX);
- Servers (содержит компоненты для обычных СОМ-серверов).
Компоненты, расположенные на описанных выше вкладках, делятся на визуальные и невизуальные.
Визуальными называются компоненты, которые видны на форме во время выполнения приложения, а невизуальными - компоненты, которые отображаются на форме во время этапа проектирования в виде небольших значков и не отображаются на форме во время выполнения приложения.
Конструктор форм (рис. 1.11) при первоначальном запуске Delphi представляет собой обычное окно Windows, не содержащее никаких элементов. Это окно называется формой (Form). Разработчик размещает на форме необходимые компоненты из палитры компонентов простым перетаскиванием. С помощью мыши можно изменять размеры формы, а также ее положение на экране. Разрабатываемое приложение может содержать несколько форм (см. рис. 1.6).
Для настройки свойств, методов и событий компонентов используется инспектор объектов (Object Inspector) (рис. 1.12).
Инспектор объектов предназначен для выполнения трех основных функций: - установки свойств компонентов, размещенных на форме; - помощи в навигации и создании обработчиков событий; - фильтрации свойств и событий.

Рисунок 1.11

Рис. 1.11. Конструктор форм

Рисунок 1.12

Рис. 1.12. Инспектор объектов (окно Object Inspector, вкладка Properties)
Инспектор объектов состоит из списка объектов и вкладок свойств (Properties) и событий (Events).
Список объектов предназначен для быстрой навигации среди объектов и представляет собой выпадающий список, содержащий в себе все компоненты текущей формы. Активный компонент отображается в верхней строке выпадающего списка. На рис. 1.12 активным компонентом является сама форма Form 1.
Вкладка свойств (Properties) служит для установки необходимых свойств активного компонента во время проектирования. Установка свойств компонента во время проектирования задает начальные свойства объекта во время выполнения. Все свойства перечислены в левой части вкладки Properties, значения свойств расположены в правой части. Свойства могут быть отмечены значком "+", расположенным слева от названия свойства. При щелчке левой кнопкой мыши на этом значке откроются под свойства данного свойства. Значок "+" при этом сменится на "-".
Для возвращения свойства в исходное состояние (со знаком "+") достаточно щелкнуть на значке "-". Если значение свойства может быть установлено через стандартное диалоговое окно Windows, то рядом со значением свойст
ва при его выборе появляется кнопка "...", при нажатии на которую это диалоговое окно и вызывается. Оно также может вызываться при двойном щелчке мыши на значении свойства.
Если значение свойства является перечисляемым, то при выборе свойства появляется кнопка со стрелкой вниз, при нажатии на которую в выпадающем списке будут перечислены все значения, которые может принимать данное свойство. Выбор производится простым щелчком мыши по нужному значению.
Благодаря изменениям, которые были внесены разработчиками Delphi в API, отвечающей за создание свойств, вы можете видеть у некоторых свойств изображение прямоугольника, заполненного соответствующим рисунком. Например, рядом со свойством Color будет прямоугольник, закрашенный выбранным цветом. При создании собственных компонентов вы можете указать, что именно должно быть нарисовано в инспекторе объектов при задании определенного свойства вашего компонента.
Вы можете также группировать свойства по категориям, для этого нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на свойствах и выбрать в выпадающем меню Arrange/by category (Группировать/по категории). При этом вкладка свойств (Properties) примет вид, как на рис. 1.13.

Рисунок 1.13

Рис. 1.13. Свойства, сгруппированные по категориям
Вы можете просмотреть свойства той или иной категории, щелкнув на значке "+" слева от названия категории. Имеется возможность скрывать и отображать отдельные группы свойств, это делается следующим образом: щелкните правой кнопкой мыши на свойстве или группе свойств, выберите из выпадающего меню пункт View (Просмотр). Те группы свойств, которые отмечены флажком, являются видимыми. По умолчанию, группа свойств наследования Legacy не отображается.
Обратите внимание, что свойства для разных объектов могут довольно сильно отличаться. В Delphi имеется возможность множественного выбора объектов на форме (для этого необходимо, удерживая нажатой клавишу <Shift>, последовательно щелкать на выбираемых объектах активной формы). При этом в окне Инспектора объектов будут отображаться свойства, которые присутствуют одновременно у всех этих объектов. Изменение значения какого-либо из свойств, приводит к изменению этого свойства у всех выбранных объектов.
Вкладка событий (Events) (рис. 1.14) содержит список событий (системных и пользовательских), которые могут произойти с объектом, выбранным в окне выбора объекта. Список событий отличается для разных объектов. Названия событий перечислены на правой части вкладки событий.
Название каждого события начинается с приставки
On.
Для того чтобы привязать к какому-либо событию процедуру-обработчик (event handler), достаточно сделать двойной щелчок мышью в правой части вкладки событий напротив выбранного события. При этом активируется окно редактора кода. При создании простейшего приложения мы рассмотрим, как создавать процедуры-обработчики.

Рисунок 1.14

Рис. 1.14. Вкладка событий Events
При выборе любого события справа от него появляется выпадающий список, содержащий все доступные обработчики событий. Разработчик может выбрать любую из программ-обработчиков. Эта функция полезна, когда разработчик связывает одну процедуру-обработчик с несколькими событиями.
Редактор кода - это полноценный текстовый редактор, который включает в себя дополнительные функции:
- стилевое редактирование;
- проверку синтаксиса и цветовую подсветку команд; и многое другое.
Большинство команд редактора доступно в его контекстном меню. Для настройки редактора кода нужно выбрать в меню главного окна Delphi пункт Tools/Environment Options (Средства/Настройки среды).
Когда разработчик начинает новый проект, Delphi добавляет новую страницу (модуль) в редакторе кода для главной формы. По умолчанию ей присваивается имя Unit1.
Если в проекте присутствует несколько форм, то для каждой формы в редактор кода добавляется новый модуль (Unit2, Unit3 и т. д.). Разработчик может сам добавлять новые модули (Unit) при помощи пункта меню главного окна Delphi File/New/Unit (Файл/Новый/Модуль). При этом важно помнить, что для каждой формы Delphi автоматически создает модуль, т. е. форма обязательно связана с каким-либо модулем проекта. Если модуль был
создан разработчиком, то он является независимым и не связан ни с какой формой проекта. В такой модуль удобно выносить подпрограммы, используемые разными модулями проекта либо разными проектами. Редактор кода состоит из двух частей: окна просмотра и редактирования кода (Code Browser) и окна проводника (Code Explorer).

Рисунок 1.15

Рис. 1.15. Редактор кода Code Editor
Окно просмотра и редактирования кода отображает весь программный код, связанный с текущим модулем. Это окно позволяет "на лету" проверять синтаксис вводимых команд, а также выводить подсказки. Настроить окно просмотра и редактирования кода можно с помощью пункта главного меню Delphi Tools/Editor Options (Средства/Настройки редактора). После выполнения этой команды появляется окно свойств редактора (Editor Properties) (рис. 1.16). Окно свойств редактора содержит пять вкладок: General (Общие), Display (Отображение), Key Mappings (Горячие клавиши), Color (Цвета), Code Insight (Выделение кода).
С помощью окна свойств редактора можно настроить практически все параметры отображения текстов программ в окне просмотра и редактирования кода, а также проверки синтаксиса.
Окно проводника служит для упрощения навигации между модулями проекта. Окно проводника можно закрыть, щелкнув левой кнопкой мыши в верх
нем правом углу окна проводника. С помощью пункта главного меню Delphi View/Code Explorer (Просмотр/Окно проводника) можно снова активировать это окно.

Рисунок 1.16

Pис. 1.16. Окно свойств редактора Editor Properties
Окно проводника содержит дерево диаграмм, которые отображают все типы, классы, свойства, методы, глобальные переменные и глобальные программы определенные в модуле. Оно отображает также и другие модули, перечисленные после команды uses.
В. окне проводника для обозначения всего вышеперечисленного используются следующие значки (рис. 1.17).

Рисунок 1.17

Рис. 1.17. Обозначения в окне проводника
Для перехода из окна проводника в окно просмотра и редактирования кода и наоборот, можно использовать комбинацию клавиш <Ctrl>+<Shift>+<E>.
В окне проводника можно использовать пошаговый поиск. Чтобы найти любой класс, свойство, метод, переменную или программу (процедуру или функцию) достаточно набрать его имя на клавиатуре. Между окном проводника и окном просмотра и редактирования кода существует прямая связь. При выборе объекта в окне проводника курсор в окне просмотра и редактора кода сместится на раздел реализации (implementation) для данного объекта. И, наоборот, при перемещении в окне просмотра и редактирования кода будут подсвечиваться соответствующие объекты в окне проводника.
Для добавления (переименования) объекта в окне проводника достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши в соответствующем узле окна проводника и выбрать в контекстном меню команду New/Rename (Новый/Переименовать).
Окно проводника также можно настроить с помощью окна настройки среды (Environment Options) (рис. 1.18). Оно вызывается с помощью пункта меню главного окна Delphi Tools/ Environment Options (Средства/Настройки среды).

Рисунок 1.18

Рис. 1.18. Окно настройки среды Environment Options



Содержание  Назад  Вперед